Промедление с отменой ограничений по-прежнему объясняется «заботой о здоровье населения», хотя уже всем понятно, что ни ковид-паспорта, ни маски, ни ограничение времени работы общепита не выполняют никаких функций, кроме «дрессировки» населения и «отжатия» бизнеса, пишет обозреватель "Объектива", публицист Родион Денисов.
За шумовой завесой украинских событий эстонские мейнстримные СМИ планомерно уводят внимание жителей страны от тем, связанных с коронавирусом. С одной стороны, это понятно, т.к. все от ковид-истерии сильно устали. С другой стороны, видно желание политиков заболтать насущные проблемы и избавить от ответственности лиц, совершивших в ходе последних двух лет правонарушения (а возможно и преступления) в связи с ограничением основных прав граждан и раздроблением общества по принципу участия в политико-медицинском эксперименте.
Страны мира одна за другой снимают коронавирусные ограничения. Новости об этом поступают почти ежедневно, что явно заставляет нервничать и правительство Эстонии, которому всё сложнее находить отговорки для того, чтобы не следовать положительному примеру. Но, видимо, пока лобби бизнеса и политических кругов, получающих выгоду от пандемийных запретов, еще очень сильно, а потому из ситуации выжимают последнее.
В медийном плане промедление с отменой ограничений по-прежнему объясняется «заботой о здоровье населения», хотя уже всем понятно, что ни ковид-паспорта, ни маски, ни ограничения на время работы общепита не выполняют никаких функций, кроме «дрессировки» населения и «отжатия» бизнеса.
К слову, признаки последнего видны на каждом шагу. Пройдитесь в воскресенье вечером по Старому Таллинну – из прежде процветающего туристического центра с работающими до утра ресторанами и небольшими магазинчиками он превратился в одну сплошную тёмную дыру. Из-за ограничений на время работы и продолжающей действовать системы ковид-сегрегации большинство ресторанов приостановило «до лучших времён» свою деятельность или вовсе закрылось. Те же, кто ещё как-то работают, как правило, до минимума сократили предлагаемое меню, персонал и часы работы.
Во многих заведениях сейчас очень холодно – хозяева явно с трудом справляются с резко возросшими коммунальными платежами, а сократившийся из-за ограничений поток клиентов не позволяет покрывать текущие расходы. Не надо быть экономическим гуру или провидцем чтобы понять, что всё это в результате закончится массовой скупкой прогоревших бизнесов крупными корпорациями и превращением Старого города в сплошной «Макдональдс» – без изюминки, национального колорита и того духа, который ценили как постоянные жители, так и гости Таллинна.
Можно не сомневаться, что среди слетевшихся на останки малого и среднего бизнеса «стервятников» будут не только международные спекулянты, но и местные олигархи – почему бы не деятели, составляющие костяк спонсоров и членов Партии реформ. Может именно поэтому реформисты так упорно сопротивляются любым коронавирусным послаблениям? Ведь каждый день их продления вполне может обанкротить очередную местную малую фирму, бизнес которой потом будет так легко и дёшево подмять под себя.
Предстоящий весенне-летний туристический сезон, несомненно, будет знаковым. Есть надежда, что впервые за последние два года эстонские туристы смогут массово поехать отдыхать за рубеж. В то же время приедут ли в Эстонию снова иностранные туристы – большой вопрос. Во-первых, неизвестно, откроет ли для своих граждан на выезд сухопутную границу соседняя Россия. Пока хоть Эстония и впускает всех привитых россиян без ограничений, выезд из РФ через сухопутную границу сильно ограничен различными условиями (наличие родственников или работы в Эстонии, лечение или обучение). Если этот порядок сохранится, то значительного роста доходов от российских туристов снова ждать эстонским компаниям не придётся.
Во-вторых, очевидно, что составлявшие в коронавирусные годы большую часть посетителей эстонских СПА местные жители (а также латыши-литовцы) настолько пресытились домашним отдыхом, что он явно перестанет на некоторое время быть приоритетом для путешествий номер один. Поэтому весьма вероятно, что и тут рынок ждёт передел – ведь прежним его владельцам государство не помогало вообще или помогало по минимуму. Подоплёка решений о распределении кризисной помощи, кстати, также должна быть обязательно изучена на предмет злоупотреблений общественными организациями и правоохранительными органами после завершения пандемии.
А вообще, очень бы хотелось, чтобы эстонский избиратель хорошенько запомнил, кто что делал (либо по некомпетентности или злонамеренно не делал) во время пандемии, и задумался о том, кто больше всего от произошедшего получил прибыли. И, основываясь на этих знаниях, на очередных парламентских выборах принимал бы предельно взвешенные решения.