Принятие положений о "риторике ненависти" - удар по свободе слова. Фото: Bigstockphoto.com.

Принятие закона о запрете враждебной символики может затормозиться, поскольку целый ряд политических сил выступает против плана Партии реформ включить в этот законопроект положение о наказаниях за т.н. «риторику ненависти», пишет rus.postimees.ee.

Как уже писал ранее «Объектив», под прикрытием запрета крамольной литеры Z и георгиевской ленты реформисты пытаются протащить, по сути, криминализацию убеждений, узаконив наказание за высказывание мнений и оценок.

Принятия закона о запрете hate speech — риторики ненависти (язык вражды, злословие) давно требует от Эстонии Брюссель. Поскольку речь идет о цензуре убеждений, то эстонские либералы, стремящиеся узаконить запрет критики, к примеру, гомосексуального образа жизни, столкнулись с мощным противостоянием. Нынешний исторический момент показался им подходящим для того, чтобы, пользуясь атмосферой военной истерии, протащить желаемую поправку в комплекте с запретом символов, выражающих поддержку российской агрессии на Украине.

В подготовленном Минюстом законопроекте говорится, что для наказания за «злословие» больше не нужны угроза жизни, здоровью или имуществу человека.

Хотя проект перед внесением в парламентское производство был официально одобрен правительством (в состав которого, как известно, входят реформисты и центристы), председатель фракции Центристской партии в Рийгикогу Яанус Карилайд внезапно огорошил партнеров по коалиции заявлением о том, что для продвижения проекта необходимо удалить положение о языке вражды.

Это, впрочем, совсем не обязательно означает, что центристы и вправду против введения в Эстонии наказаний за высказанное осуждение однополых браков или гомосексуального образа жизни — ведь в Европарламенте они наряду с реформистами входят в ту же самую фракцию европейского либерального интернационала ALDE.

Видимо, речь идет о попытке привлечь внимание и о своеобразном натягивании одеяла на себя внутри правящей коалиции — точно также, как это было с отменой ковид-паспортов или масочного режима.

Во всяком случае, Карилайд сказал, что подобное включение в закон о запрете враждебных символов положений из совсем другой оперы некорректно и преджупридил о том, что законопроект застопорится, «если мы не сможем его улучшить».

Похожей позиции — «запрет риторики ненависти нужен, но не стоит это смешивать с запретом враждебных символов» — придерживаются и социал-демократы, сделавшие защиту интересов ЛГБТ одним из своих коньков.

Резко против по принципиальным соображениям выступают консервативные партии EKRE и «Исамаа».

«Это закон о контроле над убеждениями и он всеобъемлющий. Он не касается только войны в Украине или российских символов», сказал лидер EKRE Мартин Хельме.

«По моей оценке, это моральная кража, попытка использовать войну для решения вызывающих очень сильные противоречия в обществе проблем, которые в реальности никак не связаны с нынешней критической ситуацией», – заявил депутат фракции «Исамаа» Урмас Рейнсалу.

По словам председателя «Исамаа» Хелира-Вальдора Сеэдера, в нынешнем виде проект запрета на символику поддержки войны, безусловно, будет приостановлен.