Издание Postimees в своей редакционной статье от 3 июля призывает вмешаться по политическим мотивам в церковные дела. На прицел взята Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП), являющаяся наряду с лютеранской Церковью (ЭЕЛЦ) по численности прихожан крупнейшим религиозным объединением Эстонии, пишет обозреватель "Объектива" и лютеранский священник Вейко Вихури.
«Сперва победите вы, а затем Христос»
священномученик епископ Платон Ревельский – большевикам
По сути, это является призывом подчинить Церковь агрессивной воле секулярного государства. Предлогом служит украинский вопрос, однако дело идёт гораздо дальше. И хотя в редакционной статье отмечается, что «закрытие Церкви или её реформирование под государственным принуждением может противоречить праву людей на принадлежность к религиозным общинам и следованию своим религиозным убеждениям», далее приводится несколько мыслей, которые как бы оправдывают государственное принуждение или, по меньшей мере, применение указаний как к ЭПЦ МП, так при необходимости и к другим Церквам.
Postimees: «Отдельный вопрос, будет ли какая-то из Церквей заниматься политикой. Тогда у государства есть право воспрепятствовать их деятельности».
– Церкви в юридическом смысле являются гражданскими объединениями, которые имеют право «заниматься политикой», т. е. участвовать в решении общественных дел, точно так же, как любые другие объединения, естественно, в рамках действующего законодательства. В политике участвовать могут всё-таки лишь частные лица, партии и предвыборные союзы.
Postimees: «Конечно, в части разжигания розни и войны за этим должна приглядывать Полиция безопасности, вне зависимости что это за конфессия».
– Разжиганием розни сейчас можно назвать любое выражение мнения, не совпадающее с глобалистско-прогрессивным курсом. Церковь не согласна изменить свое «пропутинское» понимание брака? Не уважает право женщин «принимать самим решения о своём теле»? Осуждает парады гордости? Закрыть! Ликвидировать! Причём обратите внимание, речь идёт уже не ЭПЦ МП, а о всех конфессиях!
Postimees: «Всё это не означает, что у Эстонского государства нет никакой возможности повлиять на то, как православие развивается в Эстонии».
– Задача Эстонского государства и общества как раз состоит в том, чтобы не влиять на дела любой из Церквей. Это исключительно дело прихожан Церкви.
Postimees: «Так как родители русских детей стали отдавать предпочтение эстоноязычной школе, следует достичь того, чтобы православные, вне зависимости от национальности, стали отдавать предпочтение проэстонской Эстонской Апостольско-Православной Церкви.
– В Конституции записано, что у нас нет государственной Церкви. Ни государство, ни финансируемые правительством СМИ не могут диктовать, к какой Церкви должны принадлежать люди.
Пока это лишь редакционная статья газеты Postimees, однако очевидно "глубинное государство" уже продумывает идеи, как под прикрытием украинского вопроса государство могло бы отстранить Церкви от «вмешательства в политику» и иного сопротивления прогрессивной идеологии в части, например, вопроса об однополом сожительстве, «прав женщин» и прочих подобных вопросов. Разве не было бы мило, если бы представители действующих в Эстонии Церквей «благословили» политический курс Эстонской Республики.
По моей оценке, в виде упомянутой редакционной статьи мы имеем дело с самым агрессивным нападением на эстонские Церкви с советского времени. При помощи украинской темы можно манипулировать людьми, а на некоторые Церкви даже натравливать людей. Соответствующий пример можно найти тут же в комментариях к данной редакционной статье, где гражданин Индрек Парк пишет следующее: «Хвост собаки не рубят по частям. Почему наше государство настолько трусливое? Служащую преступному режиму русскую Церковь необходимо захватить, как это сделали украинцы, или просто закрыть. Пропутинскими попами должна заняться Полиция безопасности. Было бы здорово, если бы можно было и расположенный напротив здания Рийгикогу уродливый комод (имеется в виду собор Александра Невского, пояснение "Объектива") разобрать по кирпичику и отправить обратно в Россию».
В 1920-ые годы также звучали призывы разрушить расположенный на Тоомпеа кафедральный собор Александра Невского как символ русификации. Во времена президента Пятса в интересах создания представительской парадной площади предлагали снести таллиннскую Jaanikirik (лютеранскую кирху святого Иоанна). Оба храма стоят в Таллинне до нынешних дней, а вот республика была уничтожена и возродилась лишь после долгого времени оккупации.
Как я понимаю, граждан, испытывающих ненависть к «русской Церкви» хватает. Эта ненависть переносится у них даже на православные иконы греческого происхождения, о которых один особо не разбирающийся в церковных делах человек сказал, что весь мир воюет сейчас с такими иконами. Прогрессивные секуляристы или просто антицерковные элементы начинают свой несвятой крестовый поход с ЭПЦ МП, но уже скоро настанет черёд и лютеранской Церкви в Эстонии, и других конфессий. Если, конечно, они в знак сдачи не вывесят радужный флаг, что отодвинуло бы сведение счётов на некоторое время дальше.
Данная статья была первоначально опубликована на портале Meie Kirik.