Похоже, бывшая Батарейная тюрьма в некотором роде повторяет судьбу Горхолла — величественного гиганта советской эпохи, судьба которого на долгие-долгие годы зависла в тумане неопределённости, между реновацией и сносом. Хотя, конечно, старинную морскую крепость никто сносить не будет — от неё лишь «отодрали» тюремные пристройки, ну а дальше — тишина, пишет музыкант и писатель Виталий СОЛОВЬЁВ.
Строительство ревельской морской крепости началось в 1827 году по приказу императора Николая Ι и закончено было в 1840 году, хотя какие-то доделки и пристройки ещё продолжались. В боевых действиях этому мощному двухсопушечному фортификационному сооружению поучаствовать не пришлось и с 1858 года крепость использовалась в качестве казармы. А вот свою мрачную репутацию она приобрела в период Первой Эстонской Республики, став с 1920 года Центральной тюрьмой, где отбывали сроки как политические, так и уголовные элементы и там же приводились в исполнение смертные приговоры — либо через повешение, либо посредством принятия яда.
В 1940 году, после инкорпорации Эстонии в состав СССР, НКВД устроили там следственную тюрьму. Производились ли там в то время казни — доподлинно неизвестно.
Жуткий период — немецкая оккупация 1941-44 годов. Число сидельцев в «Трудовом воспитательном лагере номер 1», как издевательски поименовали тюрьму нацисты, к 1944 году достигало 4000 человек. Сюда же в разные годы свозили евреев-узников концлагерей из Германии, Чехии и Франции. Сколько их нашло здесь свою погибель — точно неизвестно. Охрану для кровавого «Трудового лагеря» набирали из местных.
После войны Батарейная тюрьма носила название «Следственный изолятор номер 1» и закрылась лишь в 2002 году, после чего довольно вяло эксплуатировалась как экскурсионный объект и место проведения разного рода концертов и художественных перформансов. Предпринимались попытки продать это жутковатое место (одно время в прессе писали, что бывшую тюрьму перепрофилируют в гостиницу), но успехом они не увенчались, пока наконец на неё не положил глаз успешный эстонский бизнесмен Урмас Сыырумаа, загоревшись идеей очистить крепость от поздних тюремных «наслоений» и превратить её в зону отдыха и развлечений с довеском в виде «Музея жертвам коммунизма».
А вот возникает риторический, как я понимаю, вопрос: насколько уместно создавать развлекательный комплекс на месте, пропитанном мучениями и кровью тысяч людей? Отдыхать, веселиться, танцевать и потягивать пивко там, где долгие годы страдали и умирали узники? Впрочем, понятно, что вопрос в пустоту: большой музейный комплекс в плане рентабельности значительно проигрывает комплексу гостинично-развлекательному.
А что сейчас с Батарейной тюрьмой?
Вложенных Сыырумаа денег на реконструкцию не хватило (проект должен был обойтись примерно в 100 миллионов евро), а столь крупные кредиты банки дать отказались. И вот объект заморожен на пять лет. Старинная крепость замерла в долгом ожидании своей участи, а неподалёку в ещё более долгом ожидании дремлет ветшающий «храм искусств» — горемыка Горхолл.