«Август: графство Осейдж», сцена из спектакля. Фото предоставлено Русским театром

Русский театр играет спектакль по пьесе современного американского драматурга Трейси Леттса «Август: графство Осейдж», безрадостный горький, однако не лишённый юмора. Сомневаюсь, что он привлечёт поклонников романтической комедии, праздничного мюзикла или сюрреалистического иллюзиона, хотя кто знает: театр обладает волшебным свойством открывать зрителю что-то совершенно неожиданное в себе и нежданное – в том, что он настроился увидеть на сцене, пишет в своей рецензии журналист Элла АГРАНОВСКАЯ.

Думаю, спектакль «Август: графство Осейдж» подробно и обстоятельно проанализируют опытные рецензенты, воздав должное режиссёру Артёму Гарееву и актёрам, в первую очередь, думаю, Любови Агаповой и Наталье Дымченко. Я не претендую на роль критика –  мне интересно смотреть спектакль глазами зрителя.

«Август: графство Осейдж», сцена из спектакля. Фото предоставлено Русским театром

Первым прочитанным откликом на «Август…» было мнение руководителя в сфере интеграции отдела международных отношений Министерства культуры Анне-Ли Реймаа, которая написала на своей страничке в Фейсбуке: «На выходных посетила спектакль Русского театра по пьесе Трейси Леттса «Август: графство Осейдж». Это история семьи, наделённой необыкновенной способностью делать друг друга несчастными… Жесткий, но интересный спектакль, в котором персонажи связаны отношениями любви-ненависти. Восхищена постановкой и актёрской игрой, потому что пьеса стремительная, насыщена сложными характерами и человеческими судьбами».

Любой спектакль, как известно, каждый раз идёт по-разному – это от многого зависит, не буду углубляться. Мы с автором этого отклика смотрели один и тот же спектакль – премьеру. Наши мнения совпали, в основном. По поводу стремительности можно было бы поспорить, если, конечно, не счесть динамичным действием ссоры, скандалы, бурное выяснение отношений. В остальном более точную рецензию, чем этот лаконичный отклик, считаю, трудно придумать. Зрителю, который любит психологический театр,  «Август: графство Осейдж» будет интересен. Лично я к этому направлению театрального искусства, скажем так, несколько охладела.

«Август: графство Осейдж», сцена из спектакля. Фото предоставлено Русским театром

На мой взгляд, этот спектакль, прежде всего, привлекателен персонажами: каждый, ну почти каждый, вроде бы не обижен судьбой, а вместе они – несчастное во всех отношениях семейство, прямо или косвенно пренебрегающее семейными ценностями. А о них раньше или позже, прямо или косвенно, в силу внезапно возникшей критической ситуации или исподволь, задумываемся мы все.

За пьесу «Август: графство Осейдж» Трейси Леттс получил Пулитцеровскую премию, одну из самых престижных наград США в области литературы и искусства и журналистики. Благо у членов комиссии хватило терпения дочитать пьесу до финала и в итоге оценить её высоко. Теоретически могли отложить рукопись на середине первой же сцены: глава семейства тоскливо ведёт затянутый, маловразумительный монолог, он же якобы диалог с помощницей по хозяйству – о том, что «жизнь очень длинна», «с дьяволом надо быть всегда начеку», и ещё что-то в этом духе.

Надо быть выдающимся режиссёром, чтобы талантливо поставить эту сцену, и актёром – чтобы её талантливо сыграть. При этом, конечно, понятно, что Беверли Уэстон явно не тот глава семейства, который, как положено, взваливает на свои плечи решение всех проблем, а неконтролируемый речевой поток, который льётся из его уст – лишь пролог к спектаклю, и, возможно последует мощное развитие сюжета. Но скучно, невыразимо скучно. А впереди примерно четыре часа – спектакль в трёх действиях с двумя антрактами. Осторожно подкрадывается опасение: не будут ли эти плюс-минус 240 минут вычеркнуты из жизни.

«Август: графство Осейдж», сцена из спектакля. Фото предоставлено Русским театром

Однако Беверли Уэстон не столько действующее лицо, сколько повод к событиям, которые будут разворачиваться в этом милом семействе: давно разлетевшиеся в разные стороны дочери собираются в родительском доме, – одна приезжает с мужем и дочерью, другая – с бойфрендом, третья никуда и не уезжала, она здесь живёт, – поскольку отец неожиданно пропал. Сюжет держит, я бы сказала, тащит на себе Вайолет Уэстон, жена Беверли и, соответственно, мать Барбары, Карен и Айви – весьма колоритный персонаж: неврастенична, эгоистична, к тому же неизлечимо больна, знает это, а посему злоупотребляет успокоительными таблетками, которые провоцируют обратное действие. Прибывает и её сестра Мэтти Фэй, с супругом Чарли и сыном, тоже Чарли: надо поддержать Вайолетт в эту критическую минуту, час, два, три, четыре. Повод – веский. Событий, которые он за собой повлечёт – в большей или меньшей степени драматичны для всех взваливших на себя благородную миссию.

Намеренно не пересказываю сюжет, который обещает множество неожиданных (или вполне ожидаемых) событий и увенчается раскрытием семейной тайны и последующей на неё реакции. Замечу лишь, что ключевой момент наступает в третьем действии, а до него, как сказано выше, надо дожить.  

Собственно говоря, «Август: графство Осейдж» – сага о семье, в которой царит обездоленность, главным образом, милосердием, призванным её, семью, укреплять – и тогда становятся общими радость и горе, благополучие и трудности, проблемы и поиски выхода из сложных ситуаций. Но лишь вскипает в духоте Оклахомы копившееся годами недовольство, выплёскиваются обиды, в доме стоит несусветная ругань – родственникам есть, что сказать, бросив друг другу в лицо отнюдь не те слова, которые в этой непростой жизни хочет услышать каждый, хотя бы затем, чтобы осознать своё отношение к происходящему, к тем, кого любишь/не любишь ты, и кто любит/не любит тебя. И пока неторопливо, словно нехотя рассыпается кажущееся благополучие этого семейства, вряд ли кто-то в зрительном зале не вспомнит толстовское «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». А в это время на сцене практически никто не понимает, что с ним лично не так, и почему они оказались такими, какими оказались. Ведь они нормальные люди, точно знающие в глубине души, что любовь продуктивнее ненависти. Увы, глубины души не соотносятся с отполированной поверхностью человеческих проявлений.  

Семейство Уэстонов – зеркало. Стоит всмотреться в это отражение, чтобы узнать в нём себя и своих близких – и понять бессмысленность такого способа самовыражения, ибо он не только безрадостный, но и бесперспективный.

АВГУСТ: ГРАФСТВО ОСЕЙДЖ

Трагикомедия

Режиссёр Артём Гареев

Художник Росита Рауд

В ролях: Владимир Антипп, Любовь Агапова, Наталья Дымченко, Илья Нартов, Наталья Мурина, Екатерина Кордас, Татьяна Маневская, Александр Окунев, Сергей Плёскин, Алина Кармазина, Игорь Рогачёв, Дмитрий Косяков, Стелла Фришман.

Рекомендуемый возраст: 16+