Правители валят на предшественников. Оппозиции ставят в пику промахи коалиций. Аксиома. Но никто пока не может положить на стол бумагу не с заголовком «Кто виноват?», а программу «Что делать?». Выборы грядут. Включайте разум. И будьте ироничнее по отношению к глобальным вопросам, пишет журналист Александр ИКОННИКОВ.
Берём несколько килограммов тоски и взгромождаем на нашу душу. Слегка подпрыгиваем на месте. Надо почувствовать, удобно ли улеглись килограммы. Сверху подливаем жёлчи. Её можно не жалеть. Литр, два, сколько у вас там в вашем бидончике, что устроился на ваших плечах?
Разумно добавляем злости.
Почему разумно? А, вот в этом весь цимус! Много – не поймут, сейчас все соревнуются именно что в злости. Не удивишь, не победишь и не самоутвердишься. Мало – остракизм сразу. Ищите золотое сечение, Леонарды вы наши, да, Винчи?
Во-во-во… закипает что-то там где-то в серёдочке, верной дорогой идем, товарищи.
Остаётся самая малость. Найти, на кого это варево выплеснуть, чтоб обтекал враг, всех, понимаешь, бед твоих виновник (с). Методичку напишем ниже.
А сейчас обратим внимание на светило наше. Обогревающее тело и души. Несущее нам свет. Дарящее нам надежду на будущее.
Нет, я не про Каю Каллас. Не про Керсти Кальюлайд, при всём уважении. Я именно что про Солнце.
Зачем оно за тучами прячется всё время последнее?! Чего ему не хватает, чтоб устроить антициклончик над нашим замечательным островком цивилизации? Кажется, я знаю.
Ему стыдно.
И причина первая, астрономическая, в том, что планета наша меняет ось наклона, и лучи падают не почти что прямо, а косо, и всё косее, косее, до 23, кажется, декабря. Потом всё прямее и прямее. Дожить бы. Нервишки поправить.
Ещё Солнцу стыдно на нас таращиться. На то, что мы творим, пока живы и дышим. Оно пусть в Южном полушарии, в Австралии там или в Тасмании с Новой Зеландией, весну сейчас устраивает.
Тэк-с. Подбавим ещё зависти каплю. Такую увесистую, чтоб коленки задрожали.
В этой Новой, так её, Зеландии цена на электричество знаете, какая? 0,178 доллара за киловатт час.
А у нас Eesti Energia предложит универсальную услугу по цене 19,24 цента за кВтч. Отстаёте, отстаёте, господа новые зеландцы, вам нас уже не достать! Тут мы бешено хохочем. От непонимания, какого дьявола светилу там делать?! Там и так тепло и зелено… Нет, нет, бежим оттуда домой. Тут под тучами уютнее.
Последуем совету Александра Сергеевича: откупорим шампанского бутылку, иль перечтём «Женитьбу Фигаро». Это, конечно же, «Моцарт и Сальери», как вы и так без нас помните.
Притормозим немножко наш стремительный аллюр. Подумаем, на секундочку, вспомнив коллизии Сальери, что мучился (якобы!) от бесталанности рядом с Моцартом. Это ж, если верить Пушкину А.С., катастрофа. Хоть руки на себя накладывай. Вся жизнь коту под хвост.
Скажи ему кто, что вот, спустя несколько столетий, в Эстонии будет так, как вот есть, интересно, что бы ответил товарищ Сальери? Да кинул бы он в вас скрипичным ключом и послал бы до-диез. В каждой бочке свой Диоген.
Ладно, про Солнце закончили. Неутешительно. Немного нерадостно. Потому что вы видели зиму, которая придет в Южное полушарие, когда к нам придет лето? Вот то-то и оно.
Нет, ну 0,178 доллара за киловатт час… Довольно-таки неприятно и невозможно забыть уже эти цифры. Как они нам подсудобили такую дыню не туда, куда надо.
Итак, есть тоска и зависть. Есть злость. Есть вражеская сила, есть страх перед зимой с её морозами и ценами. Есть зарплаты, которые и не думают расти.
Вот было такое, мы тут вам приготовили байку, не байку, но поучительное чтиво.
«В 1926 году к известному психиатру пришел изнурённый до дистрофии пациент, судя по манерам — «из бывших», с жалобой на беспричинную тоску и апатию, из-за которых он совсем не может есть и спать. Осмотрев его, врач посоветовал ему читать юмористические рассказы: «Лучше всего, батенька, возьмите томик Зощенко. Может быть, вам покажется простовато, этак по-пролетарски. Но смешно! Этот Зощенко — большой весельчак».
«Доктор, — грустно вздохнул ипохондрик. — Я и есть Зощенко».»
Хочется закончить опус какой-нибудь хлёсткой и полной юмора фразой. Чем-то оптимистично звучащим на фоне серых буден. Зовущих в светлое будущее. Например, Liberté, égalité, fraternité – «Свобода, равенство, братство». Очень, скажу я вам, был вдохновляющий лозунг. Поначалу. А потом был террор. Казни вчерашних своих. И, прямо по Салтыкову-Щедрину, кого попало. К примеру, химика Антуана Лавуазье, поэта Андре Шенье и многих других. Увы. Призывы и лозунги…
Игорь Губерман прекрасно раскрыл проблему:
«Создавая партии и классы,
Лидеры никак не брали в толк,
Что идея, брошенная в массы, –
Это девка, вброшенная в полк».
Итак, начинали – веселились, а кончали – прослезились. Ипохондрия начинает овладевать автором.
Мне Лавуазье не даёт покоя. Лавуазье стал одним из основоположников классической химии. Он открыл закон сохранения веществ, ввел понятия «химический элемент» и «химическое соединение», доказал, что дыхание подобно процессу горения и является источником теплоты в организме…
«Лавуазье был автором первой классификации химических веществ и учебника «Элементарный курс химии». В 29 лет он был избран действительным членом Парижской Академии наук.
Кто знает, какие еще открытия успел бы совершить этот выдающийся ученый, если бы его не постигла судьба жертв революционного террора?..»
Через два года его признали невинно осуждённым. А толку-то? Везде любят мёртвых. А сами же лечат живым головную боль гильотиной.
Вот, спросят, и к чему ты тут нам это всё в голову натолкал? Ты проясни, ты позицию обозначь, ты с нами или против?
Я против дури сиюминутной, товарищи. История двух последних лет столько её выявила – уму непостижимо. И всякий раз очередная «сенсация» помогала наломать дров власти. Неважно, кто там был у руля. Обойдемся без фамилий, их и так все знают.
Вот эта соляночка из самых разных фактов и времен нужна, чтоб ощутить, сколь пагубно бросаться из крайности в крайность. Правители валят на предшественников. Оппозиции ставят в пику промахи коалиций. Аксиома. Но никто, я подчёркиваю, никто пока не может положить на стол бумагу не с заголовком «Кто виноват?», а программу «Что делать?».
Выборы грядут. Включайте разум. И будьте ироничнее по отношению к глобальным вопросам.
…Не хотелось об этом, но скажу.
Вот мы тут много лет гордились. Мол, мы, Эстония, корифеи толерантности и демократии, дали право голосовать на местных выборах негражданам и гражданам России с постоянным видом на жительство.
Нам говорили: «Вот, молодец какая Эстония эта». Теперь отберём это право. Какая толерантность? Враг на нашем дворе.
И что теперь скажут? Да скажут, что балда. Что народ верно проваливается в нищету – пустяки. Зато теперь воссияла звезда репрессивного подхода. Это даже не апартеид. Это так. Политическая загогулина. Толк какой?
А вот след оставили. Метку, как кошак в доме по углам.
Но не надо быть серьёзным. В самом основообразующем деле есть свои вкрапления юмора. И от серьёзного до смешного один шаг. Кажется, мы его уже сделали.